Есть понятие «Американская мечта»: стечение обстоятельств, и ты в дамках. Из нищего — в короля. Из скромной труженицы — в королеву текстиля, к которой прислушивается сама королева Великобритании — мечта Английская. Ценой труда, терпения. Настойчивости и врожденного таланта — сбывшаяся мечта Лауры Эшли, королевы стиля и текстиля.
История простая, без захватывающих тайн и леденящих душу интриг. Жили в бедном квартале Лондона Пимлико. Жили скромно, но прилично, работали много — и усердно: «американская мечта» на британский лад. В 1953 году чета завела маленький бизнес, ставший началом эпохи ЕЕ, Лоры, стиля — поробнее в авторской публикации.
Производили текстиль для дома — в том самом викторианском, в том самом романтическом стиле. Салфетки для сервировки, чайные полотенца, фартуки да рукавички для работы в саду — провинциальные британки, не в пример братьям-славянам, вернее, славянкам, при любом уровне доходов педантично соблюдали этикет: без перчаток на улице и фартука в огороде — и ты уже не леди, без сотни салфеток — не хозяйка.
Набивной цветочный рисунок — старый, добрый, забытый — они воскресили его. Сегодня принт отчаянно моден, тогда — был «сельским бытом», ретро.
Бернард как инженер соорудил станок для печати на ткани, Лора взялась за дизайн, лекала, шитье. Впрочем, идею нанесения рисунка привезли из Италии — шейные платки благодаря Одри Хепберн были в моде. Идею совершенствовали, добавив набивной узор. Сначала — геометрический, затем цветочный. Узоры-картины на полотне вызывали отчаянный ажиотаж: старинные авто, гравюры времен королевы Виктории и короля Георга, и даже старинные рецепты.
Первой крупной продукцией были аксессуары для женщин: платки, шарфы, шали в викторианском стиле. По мере освоения печатного мастерства — одежда: платья с набивным принтом, юбки, кардиганы. Простые были платьица, но с изюминкой: подходили всем без исключения.
Не стоит считать ее воплощением благообразной респектабельности. Провинциальный дизайнер, она была известна в лихие 70-е, революционное для моды время как бунтовщица, новатор и, наконец, законодательница. Позабыв зауженные талии, пресную эмансипированность и пафосный шик, женщины открыли вновь мир классической элегантности.
Из девочки-подростка мода выросла в леди, ценящую домашний очаг, простоту и респектабельность.
Позже они поставят производство на широкую ногу, организуют крупный завод и дочерние предприятия. Первый бутик будет открыт в Лондоне. Далее — Сан-Франциско, Нью-Йорк. Позже они купят замок в Пиккардии у французской актрисы Жанны Моро, виллу на Багамах, самолет и яхту — все как положено владельцам империи. Она будет дружить с королевой и премьер-министром Маргарет Тэтчер, принцесса Диана будет влюблена, как и вся страна, в ее платья, обои, пледы… Бернарду пожалуют звание рыцаря. Но это будет гораздо позже. А сейчас — идиллический коттедж с садиком и огородом, маленький магазинчик — классическая британская провинция.
Так произошло настоящее становление Мастера. Или мастеров. Так родилась ее идеология.
- Идеология простоты, удобства, комфорта
- Изящества и лаконичности
- Романтичного «викторианско-диккенсовского», вечного «старого доброго британского» стиля
Мода менялась, выходила на улицы. Революционный флаг из рук французов — Диора, Коко Шанель выхватили англичанки — Мэри Куант и она, провинциалка. У нее была своя стратегия — курс на традиции и семью, своя линия обороны и своя тактика — женственность, очаровательная простота, элегантность.
Это была война с миром гламура — умудренная жизненным опытом миссис выиграла ее. Основательница легендарного английского бренда Biba, известная позже скажет: «Мы заправляли уличной — так называли моду prêt-à-porter. Мери была гламурной, Лора — аристократична, голубых кровей».
Английская мечта: история, интересные факты
- Родилась в 1925 году, в Уэльсе. Детство — это было начало Мировой Войны, провела в Уэльсе, где воспитывалась бабушкой, строгой пуританкой, частично сформировавшей характер девочки.
- Кутюрье — морской пехотинец: в 1942-1945 годах, служила в рядах военно-морской службы Великобритании.
- Супружеская чета обручились в 1949 году. Мисс Mountney, ее девичья фамилия — секретарь Национальной федерации женских Институтов, ее избранник, молодой инженер, служил в колониальное тогда еще Индии.
- Идея семейного бизнеса принадлежит как главе семьи. Сам он, как позже со смехом любил рассказывать сэр Бернард, хотел заняться литературой, предоставив жене бразды правления.
- Основательница империи с годовым оборотом порядка $15 млн создала первый шедевр будущих Home Collection на кухонном столе — это было лоскутное одеяло.
- На создание первой ткани бренда (роспись, цветочный принт) пошло 10 фунтов — это было первое крупное вложение: на саму ткань, краску. И — на изучение технологии росписи в библиотеке.
- Не имея за плечами специального образования, молодая женщина черпала идеи будущих коллекций в Национальном Музее, изучала старинные гравюры в Музее Виктории и Альберта. В библиотеках изучала технику росписи ткани.
- Узоры на полотне, салфетках, полотенцах она черпала из другого источника — рукоделия своей бабушки. Тщательно перерисовывала узор деревенской мастерицы, она готовила образцы будущих работ. Она сама сделала себе — вместе с английской национальной культурой. И мужем.
- В 60-х годах семья перебралась в Уэльс. Идиллический коттедж с садиком и огородом, маленький магазинчик — классическая британская провинция, патриархальный быт. Тут и произошло настоящее становление Мастера. Или мастеров.
- Это не была «американская мечта»: шесть лет семья — к тому времени у супругов появилось четверо детей, жила на чердаке над магазином. Денег на дом предприятие не приносило. Но они работали. Они были уверены в успехе. Бернад был ответственным за техническую часть процесса нанесения принта, его жена — придумывала
узоры, днем торговала в магазине.
- Легкие хлопковые платья с цветочным узором, изящные, воздушные, юбки из тика, платья-футляры с прямым силуэтом, «мужские» рубашки, цыганские юбки и кружевные платья. Набивной ситец, шерсть с геометрическим рисунком, тафта — она умела увлечь модниц и создавать моду.
- Она написала две книги о дизайне интерьера, декорировании дома — они стали настольными книгами многих британских молодых хозяек.
- Лора трагически скончалась в 1985 году в результате беспрецедентно нелепого случая: потеря сознания после падения с лестницы, в результате — инсульт. Не приходя в сознание, женщина умерла.
- В 1987 году сэр Бернард открывает благотворительный Фонд помощи молодым художникам и дизайнерам, названный именем супруги. Сам он ушел из жизни в 2008 году.
- С 1953 года многое изменилось. После трагической гибели основательницы дела пошатнулись — вместе с супругой ушла и муза. Сегодня у руля Лилиан Тан, и дела компании наладились — в 2008 году оборот привысил 12 млн долларов.
- Старший сын — в правлении компании, дочь — дизайнер, сын — фотограф. Только масштабы у семейного бизнеса другие.
От королевы Великобритании до американской домохозяйки — известен стиль Лора Эшли, все знают имя. Более 50 лет на поприще фешн индустрии, более 700 магазинов бренда по всему миру включая Финляндию. В России, Украине магазины Лаура Эшли более 12 лет.